Моя клиника выбрать клинику
8-495-150-35-55 (Круглосуточно)
Записаться на прием
Желудочно-кишечные заболевания и психологические проблемы

Библиотека здоровья

Акции
Скидка 20% по полису ДМС РЕСО-Гарантия с истекшим сроком действия
Не спешите выкидывать старый полис! Мы приготовили для Вас очень выгодное предложение
программы
Карта в детский сад
13 000 руб.
программы
Карта в школу
18 000 руб.
программы
Check-up для женщин
Дополнительно возможно проведение гастро и колоноскопии со скидкой 5%
66 000 руб.
программы
Check-up для мужчин
Дополнительно возможно проведение гастро и колоноскопии со скидкой 5%
61 000 руб.
программы
Поликлиника MedSwiss
Дополнительно возможно оказание медицинский помощи на дому
125 000 руб. год
программы
Ведение беременности
Полное ведение физиологической беременности в MedSwiss
120 000 руб.
программы
Детям от 0-1 года
Здоровье вашего ребёнка под постоянным контролем личного врача
210 000 руб
программы
Детям от 1-5 лет
Дополнительно возможно оказание медицинский помощи на дому
110 000 руб. год
программы
Детям от 5-8 лет
Дополнительно возможно оказание медицинский помощи на дому
88 000 руб. год
программы
Детям от 8-18 лет
Дополнительно возможно оказание медицинский помощи на дому
83 000 руб. год

Желудочно-кишечные заболевания и психологические проблемы

Что такое психосоматические заболевания?

Психосоматические заболевания — это болезни или болезненные состояния, в формировании которых эмоциональные факторы играют ключевую роль. Толчком к их развитию обычно являются стрессы, напряжение, внутренние конфликты, которые перестали пониматься или решаться человеком. Проблема исчезает из осознанного восприятия, но сохраняет свое бессознательное присутствие. Подобное вытеснение конфликта происходит по разным причинам. Иногда это страх посмотреть на проблему прямо, найти в себе силы действовать, а иногда просто отсутствие возможности или внутренних ресурсов для ее решения. О таких заболеваниях еще говорят: "на нервной почве".
Психосоматические заболевания имеют совершенно реальные физические симптомы.
Сложность лечения этих заболеваний в том, что только традиционными методами с ними не справиться. Лекарственными средствами можно улучшить состояние, но пока не решена психологическая проблема, высока вероятность того, что болезнь вернется вновь.

vector-illustration-brain-human-body-260nw-1177735483.jpg
Психологами описаны семь основных источников психосоматических заболеваний:
• Внутренний конфликт, конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке.
• Мотивация или условная выгода. Это очень серьезная причина, потому что часто симптом несет условную выгоду для человека. Например, избавляет от необходимости выполнять какие-либо обязанности, какую-либо работу. Если человеку сказать, что болезнь для него выгодна, то он чаще всего с этим не согласится. Это особенно характерно для истеричных людей. Они могут долго ходить по врачам и пытаться вылечиться, но, как правило, если они чувствуют, что выздоровление близко, то находят уважительную причину, чтобы прервать лечение. В дальнейшем они будут жаловаться, что этот метод лечения или этот специалист тоже не смогли им помочь. А если врач действует достаточно энергично, и больной «пропускает» момент излечения от данного симптома (от греч. symptoma – признак болезни) или болезни, то на смену тут же приходит новая, а о старой болезни он уже может и не вспоминать, как будто ее и не было.
• Эффект внушения. Если ребенку все время говорить, что он дурак, плохой, то велика вероятность, что он таким и вырастет. Предпочтительнее при наказании говорить, что он хороший и умный, но поступил почему-то плохо или глупо. Слово, сказанное врачом и неверно истолкованное пациентом, может глубоко запасть в подсознание и оказаться причиной развития или закрепления настоящей патологии.
• Элементы органической речи. Болезнь может быть физическим воплощением фразы. Например, слова «меня тошнит от уроков» могут превратиться в реальные симптомы.
• Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Особенно опасно бессознательное подражание родителям. Выполнение родительского сценария, возможно, является одной из причин наследственных заболеваний. Генетики могут возразить, что наследственные заболевания переносятся генами. Они согласятся с тем, что гены многих заболеваний носят все люди, а далеко не все болеют. Может, родительский сценарий и является тем фоном, на котором наследственная патология начинает развиваться. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети болели теми же заболеваниями, что их бабушки и дедушки, т.е. наши родители, то именно мы должны сами постараться избежать этих заболеваний, поломать сценарий. К сожалению, сценарные нарушения плохо поддаются психологической коррекции, может поэтому их и отнесли к группе наследственных заболеваний: медицина не может изменить то, что заложено в генах.
• Самонаказание. Это происходит, когда за совершенный неблаговидный поступок человек начинает бессознательно наказывать себя. Часто это результат того, что человек поступает не так, как его воспитывали; что приводит к возникновению чувства вины, а вина ищет наказания. Таким наказанием является возникновение болезни.
• Болезненный, травматический опыт прошлого – самый серьезный, самый глубокий источник. Как правило, это психические травмы раннего периода детства, вытесненные, забытые, но активно влияющие на поведение и здоровье человека из бессознательной части личности. Они могут быть и не забыты, а постоянно держаться в памяти или периодически всплывать. 

Как связаны эмоции и работа пищеварительного тракта?

Поглощение и выделение – основные функции желудочно-кишечного тракта. Но они в своих проявлениях находятся в определенных отношениях с окружающим человека миром, связаны с его эмоциональным состоянием и с внешним жизненным пространством. Все процессы в этой соматической сфере нельзя изолировать от душевного состояния человека. Поэтому неудивительно, что такие действия человека, как процесс принятия пищи, жевание, глотание, переваривание и выделение остатков прочно входят в более тонкие уровни взаимодействия человека – с окружающими его людьми.

Новорожденный ребенок в функциональном отношении являет собой «сплошной рот». Это самый главный инструмент взаимодействия новорожденного с окружающим миром. Кормление и чувство сытости в дальнейшем, с развитием ребенка и становлением уже зрелой личности, служат не только для достижения насыщения, но и опосредуют собой заботу, чувство безопасности, переживание того, что тебя любят. Прием пищи и процесс насыщения остаются на всю жизнь замещающей возможностью удовлетворения, к которой можно прибегнуть при любом разочаровании.

Эта внутренняя связь между психическим состоянием человека и процессом поглощения или выделения приводит к тому, что эмоциональное состояние человека при принятии пищи оказывает влияние на дальнейший процесс ее переваривания. Такие переживания, как агрессия, опасение, страх, депрессия тормозят функции желудка и кишечника, нарушают моторику и, как следствие, приводят сначала к функциональным, а при прогрессировании процесса – к органическим изменениям структуры желудочно-кишечного тракта. Биологически эти переживания связаны с функцией сокращения мышечных клеток. При опасности или агрессии возникает рефлекторный спазм, напряжение. Ни одно живое существо, кроме человека, не будет принимать пищу, находясь в подобном состоянии, потому что для приема пищи нужно вначале расслабиться.

Человек не только способен есть в состоянии подавленности, агрессии или страха, но зачастую прибегает к поглощению большого количества пищи как к средству «успокоить нервы». В результате пища попадает в спазмированный, зажатый под действием стресса пищевод, желудок, кишечник. Следствием этого является широчайший спектр желудочно-кишечных расстройств. У многих животных дефекация связана с ситуацией спокойствия и безопасности. Враждебность не позволяет им выделить кал. Человек также стремится приурочить дефекацию к спокойному периоду дня, когда не обременяют тяжелые проблемы и заботы. Маленькому ребенку, пока он не перешагнет барьер отвращения, игра с калом доставляет удовольствие. Выделение кала имеет характер подарка в отношении к любимому человеку (отец, мать, няня и др.), который в свою очередь приучает ребенка регулировать свои выделения и приурочивать их к желательному моменту.

Чувство подавленности, беспомощности, бессилия связано не только со страхом, но и с усилением деятельности кишечника. При эмоциональной диарее (частыми поносами, не связанными с патологическими процессами в толстой кишке) ведущей причиной являются более или менее осознанно пережитые ситуации страха и повышенных требований со стороны окружающих.

Пищевое поведение человека, т.е. как, сколько и что он ест, является отражением его взаимоотношений с окружающим миром. Наряду с пищевым поведением и сама система пищеварения в особенности пригодна для соматического выражения существующих у человека проблем с уверенностью и защищенностью, т.к. еда представляет собой самую первоначальную форму собственности, гарантирующую существование, а пищеварение – самую первоначальную форму управления и пользования этой собственностью.

Чувство вины и покаяния могут выражаться в отказе от пищи или упорной рвоте. Сильный голод становится симптомом регрессивного стремления к защищенности перед лицом задачи, превышающей возможности человека. Страх, внутренняя неудовлетворенность и неуверенность часто вытесняются желудочно-кишечными заболеваниями. Видимым в таких случаях остается лишь телесный симптом. Если задетый орган или симптом выключаются медикаментозным или хирургическим путем (язва желудка, язвенный колит), часто появляются психические симптомы – страх, депрессия и др.

Стресс – это физиологическая реакция организма, выраженная в состоянии напряжения, подавленности, спада. Стресс возникает у человека под влиянием экстремальных воздействий. Он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на защиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессоры.

Нередко в стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, принимает точные и ответственные решения, но при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

 Основные правила противострессовой профилактики у детей:

  • Постарайтесь, чтобы ребенок больше спал, по меньшей мере, восемь-десять часов в сутки.
  • У ребенка обязательно должна присутствовать физическая активность, однако чередуйте интенсивные занятия спортом с днями отдыха, чтобы уставшие мышцы пришли в себя. Иначе избыток физической активности сам по себе станет стрессом.
  • Чтобы однообразие спортивных нагрузок не превратилось в стресс для психики, попробуйте новые виды активности – спортивные танцы, теннис, велосипед, лыжи, бег. Заодно повысите уровень эндорфинов у ребенка.
  •  Обязательно выделяйте время, чтобы ребенок спокойно посидел с книжкой (если он еще не может читать, читайте ему сами), послушал музыку или занялся чем-нибудь таким, что его успокаивает (рисование, вышивание, выжигание, вязание и т.п.).
  • Старайтесь, чтобы ваш ребенок больше смеялся!

bigstock-Happy-Healthy-Smiling-Child-Ar-2606944.jpg    








Отрывок из книги «Мама, у меня болит живот»

Н.Н. Петрова, О.А. Огулова.

Другие статьи